Участники подкаста: Иван Кудряшов, Светлана Нечитайло, Константин Зайцев.
Зачем театру психоанализ, и что психоанализ может взять у театра? В нашей беседе мы нашли как минимум три точки пересечения. (1) Театр – это реальная встреча. В театр мы приносим свое тело, которое, в рамках театральной постановки, взаимодействует с телами актеров. Психоанализ уделяет большое внимание реальной встрече двух тел – тела аналитика и тела анализанта, и продолжает настаивать на необходимости встречаться в кабинете. (2) Театр – это сцена, но и кабинет психоаналитика – это тоже сцена. Еще Фрейд заметил, что речь всегда идет о двух сценах. Первая сцена – то, что хочет сказать режиссер, зритель или анализант, и вторая сцена – это то, что проговаривается помимо нашего желания. 3) Есть два основных направления театра: театр, ориентированный на смысл (классический), где театральное действие складывается вокруг режиссерской версии истины, которую он хочет представить, а зрителю предлагается насладиться интерпретацией, эмоциями, аффектами, катарсисом. И театр, ориентированный по ту сторону смысла (современный театр, театр буто, религиозный исламский театр, Театр Жестокости А. Арто и др.), где общение со зрителем осуществляется не через нарратив или историю, а через последовательную деконструкцию и освобождение телесности актеров от существующих дискурсов, в поисках иной оптики сборки тела. Что-то похожее мы можем встретить и в психоанализе, где есть психоанализ классический, нацеленный на интерпретацию и смысл, и психоанализ современный, который выходит за пределы клиники Эдипа.