Философия женского патриотизма. X заседание - Философский собор Великое русское исправление имён слушать онлайн на podster.fm - Podster.fm
Философия женского патриотизма. X заседание
  • эпизод от 24 января
  • 2 прослушивания

Философия женского патриотизма. X заседание

На очередном заседании философского собора "Великое русское исправление имён" мы поговорили о теме женского патриотизма 
Идёт война, и на людей ложится небывалая ответственность за их слова и дела. На женщин в этом отношении падает не меньшая, если не большая ответственность, чем на мужчин — отношение к войне, воспитание детей, влияние в обществе — женщины нередко формируют настроения в современном информационном поле. 

Именно поэтому в «Солнце Севера» состоялось очередное заседание философского собора «Великое русское исправление имён» о традиционном образе женщины и его преломлении в современности, о проблеме женского патриотизма и жертвенности, о «здоровом» и «нездоровом» феминизме, об этапах жизни женщины и мобилизации патриотических смыслов. 

Предлагаем вашему вниманию тезисы докладчиков (все они, к слову, женщины) о том, какова роль женщины в современном обществе и каково значение женского патриотизма в немирные времена: 

 Бонч-Осмоловская Ольга Андреевна - к.и.н., историк, востоковед 
Тема: «За чертой: значение женского патриотизма в эпоху последних времен» 

Докладчик подняла вопрос о новых формах женского существования, инициированных ситуацией присутствия войны в мировой онтологии. Возможно, последней войны. 

Спектр взаимодействия между женским полом и реальностью в оптике русской традиции значительно расширяется: мы получаем фигуру поляницы и фигуру колдуньи, не дающей полного совпадения со своим западным подобием. Помимо этого остаются и “мать”, и “жена”. Перечисленные концепты фиксируют культурный объект, неотрывно связанный с патриотизмом, Родиной, землёй. Это так для нас, но на Западе зачастую эти понятия осмысляются как простые аффекты. То есть, по-нашему «страсти» . 

Закрепляя это различие, при котором осевые для нас понятия распознаются Западом в горизонтальном измерении, Ольга Андреевна указывает на область жертвы, где горизонт сходится с вертикалью, где достигается наибольшее напряжение между комфортом и сакральным. 

Соприкасаясь в осмыслении с этим местом женщина может переходить из роли “хранительницы очага” к роли, которую мы могли бы обозначить, как “претворительница котла”. Соединив в себе мужественность своего близкого, уходящего на войну и отдав свою сущность ему, она создает коридор эманаций между Родиной и котлом хаотических масс Войны через статусы “отпускающего” и “жертвующего”. Так происходит претворение бушующей темной материи Войны в тихое сияние нашей северной Родины. 

 Дорохина Дарья Михайловна: к.филос.н., преподаватель философии 

Тема: "Ярость благородная": о женских качествах в немирное время 

Одной из центральных тем доклада стала экстериоризация новой женственности, выстроенной в дискурсе традиционализма, на горизонт социального. 

Женщина находящаяся в потоке бытия, в нездоровой среде, называемой современным миром, вынуждена либо постоянно уклоняться, передвигаться по маршрутам социальной паранойи в попытках сохранить предоставленное ей лицо, либо быть обреченной на взрыв, распыление и диссоциацию обществом в истерических потоках. 

Ответом на эти неприглядные паттерны взаимодействий, которые пытался навязать Запад, станет ярость. Но Дарья Михайловна говорила не об играх в войну с системой и обществом, а о построении женственностью инициатических цепей внутри себя при помощи ярости, как энергии, доступной вне зависимости от каких либо институций. 

Освобожденная от функции порождения желаний, необходимых для интеграции в современный мир, женственность может направить свои силы к преобразованию этического поля. 

Новая этика будет свободна от лжи, которую даже сейчас продолжают генерировать различные эксперты, остающиеся на центральных каналах нашего телевидения. Если Война - мы уничтожаем, а не несем демократию или денацификацию. Если Мир, то - русский. 

 Казимирко-Кириллова Анастасия Владимировна: медиаменеджер, журналист 
Тема: Женский патриотизм в современном обществе — миссия и ответственность. 

Понятие патриотка уходит корнями в 19 век. Так называли воспитанниц Патриотического женского института, основанного императорским женским патриотическим обществом. Его организовали дворянки. Цель – поддержать матерей, вдов и дочерей, потерявших своих сыновей, мужей, отцов в войне 1812 года. 

Женское патриотическое движение всегда набирало силу во время крупных войн и военных конфликтов. 

В массовой культуре женский патриотизм никогда не был субъектным.

Женщине, которая собирается заняться общественной деятельностью, стать патриоткой и призывать с тибуны, нужно быть осторожной, чтобы не превратиться в чёрную богиню мести, которая алчет крови и смерти. 

Женщина несёт на себе функцию определять морально-этические рамки войны – границы дозволенного. Женщине не стоит собой заменять мужчину, она должна, насколько возможно, отвечать за нравственное и созидательное измерения во время войны. 

 Метёлкина Софья Сергеевна: философ 

Тема: "Путь матери в эсхатологическом измерении" 

Самый яркий образ женщины – это образ Богородицы.

Татьяна Горичева, пришедшая в православие благодаря образу Богородицы, утверждала что Пречистая Дева показала, что снятие дуализма души и тела возможно. 

Богородица сделала возможным переход от образа Матери Земли (хтонической, демонической, устрашающей) к образу женщины как очень светлого духовного существа. В этом революционность примера Богородицы. Женское начало, униженное в языческих религиях, возносится здесь на недосягаемую высоту. 

Обожение пола – альтернатива современного феминизма. Сам пол уже сакрален. 

Страшный конец мира смягчён Пресвятой Богородицей, которая молит за грешных людей. 

 Напомним об актуальности философского собора. 

24 февраля 2022 года была объявлена специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины (далее – СВО), которая продолжается до сих пор. СВО получила амбивалентные оценки со стороны общества: от всецелой поддержки до фанатичного отрицания. Подобные неоднозначные оценки этого акта сами по себе указывают на то, что этот долгожданный акт имеет идейные основания, которые должны быть осмыслены и получить текстовое выражение со стороны профессионального философского сообщества. Для этого мы собираем философский Собор, где ведущие отечественные философы смогут публично высказать свои мысли о спецоперации. 

Очевидно, что СВО как событие эпохального масштаба имеет под собой идейные основания, и даже больше – ярко выраженный философский характер. По аналогии с древней конфуцианской реформой, СВО можно обозначить как Великое русское исправление имен. Как и у конфуцианцев, цель этой реформы состоит в том, чтобы привести вещи в соответствие с тем, чем они должны быть. 
В случае с СВО речь идет об Украине, которая с т.з. западного глобализма должна быть антироссией, тогда как с т.з. русской цивилизации (Русского Мира) Украина должна быть добрым соседом и братским народом. За последние десятилетия и особенно последние восемь лет на Украине покусились на фундаментальные традиционные установки русской жизни, на нормальный порядок вещей, на саму их суть – на имена, на язык. 

Считаем, что назначение СВО заключается как раз в том, чтобы восстановить нормальный порядок вещей на том пространстве, которое исторически называется Малороссией. На официальном языке это звучит так: вернуть Украину к истокам ее государственности, т.е. к тому, чем Украина должна быть. С полным правом можно сказать, что СВО имеет не только военный характер, но и характер философский, поэтому осуществлять эту операцию должна не только Армия, но и философы. 
Посмотреть все прошедшие заседания собора можно в плейлисте. 

Напомним, у собора есть конкретные задачи. 

Историко-геополитические: 
- представить геополитический контекст украинского вопроса для России и мира;
- представить СВО в цивилизационном контексте т.н. «украинского вопроса» в русской культуре (почему Украину всегда тянуло на Запад? / почему Запад старался притянуть к себе Украину?);
- философское слово и дело в «обстоятельствах войны» (к вопросу реакции российского академического сообщества на СВО);
- осмыслить сценарии дальнейшей судьбы Украины после окончания демилитаризации. 
2. Философские:
- актуализировать концепт Русской Идеи применительно к развертывающимся событиям, рассмотреть его нынешний философский потенциал (концепт Империи и его интеграционные возможности в отечественном идеологическом дискурсе);
- дать философскую интерпретацию развертывающейся СВО;
определить идеологическую составляющую трансформации образования и СМИ в современных условиях;
- дать исчерпывающее определение понятию денацификации в применении к Украине и предметное описание процесса денацификации;
- дать толкование популярному тезису «нет войне» с профессиональной философской точки зрения (корни современного пацифизма, его социокультурные и экзистенциальные последствия, страх смерти и др.)