Четвёртое заседание философского собора «Великое русское исправление имён» было посвящено теме «Экзистенциальная политика». Выступающие, экзистируя аутентично, проигнорировали самые скромные формы организации политического в нашем культурном пространстве и совершенно проигнорировали регламент.
Получилось два широких по смыслу, как человеческая история, доклада, в которых философы Александр Дугин и Александр Секацкий рассуждали о том, что мы живём в эпоху невозможного, когда экзистенциальное сталкивается с политическим. Естественным сегодня кажется ассоциация политического с грязью, которой лучше не касаться вовсе, а бытийствовать себе на здоровье где-то подальше от этого.
Но это оказывается только следствием отчуждения западноевропейского логоса от собственного дазайна. Если их соединить… А если в частности русский логос вывести из русского дазайна и на этом построить экзистенциальную империю, то… это вы, на самом деле, лучше узнайте, прослушав запичь собора.
Интересную и важную дискуссию поддержали и развили по итогам выступлений философы Андрей Коробов-Латынцев, Александр Бовдунов, Дарья Платонова, Павел Тугаринов.
А теперь кратко по тезисам.
Философ Александр Дугин:
«Экзистенциальная критика в лево-либеральном ключе использует оппозицию между экзистенциальным и политическим, чтобы строить на этом критику политических институтов. Этот подход служит леволибералам аргументом в пользу необходимости демонтажа политических систем. Либералы говорят нам: политика - это сфера Das Man, и чтобы освободиться от Das Man, надо освободиться от политики.
Существующий подход экзистенциализма против политики надо переосмыслить в рамках Четвертой политической теории.
«Нация» - форма заболевания, которая уничтожает этносы, многообразие языков.
Язык – главное в этносе. Это важнейший экзистенциал Dasein.
Экзистенциальная политика сводится к хайдеггеровской задаче построить фундаменталь-онтологию или онтико-онтологию. Такой Логос, который коренился бы в Dasein’е.
Государство – это мистическое тело народа. Второе тело. Государство – это всегда Империя Духов, Царство Душ.
В Новое время появляется нечто иное. Появляется гибридный индивид. Не герой аристократ, воин-жрец, имеющий личные отношения со смертью. Ни хлебороб, земледелец, этнос – с коллективным Предком и общинной идентичностью.
Буржуа - мутант, помесь трусливого воина, жадного рыцаря и ленивого наглого хлебопашца. Архетип холопа, холуя. Подай, принеси.
Индивидуум – это сволочь.
Вначале эта сволочь разрушила Империю, Церковь и сельские общины и в виде Третьего сословия, создала нацию. Нация это агломерат индивидуумов, буржуазных ублюдков, подлых торгашей. Поэтому национализм всегда мерзость. Воевать боюсь, работать не хочу. Буду спекулировать, торговать.
Нация не этнос, не народ, не архаика, не традиционное общество, не аристократия. Это Модерн.
Вот тут то и начинается самое отвратительное – явление das Man’а. Das Man был всегда, но он не доминировал. Всегда решался вопрос: быть аутентично или неаутентично.
Буржуазное государство-нация – это законодательное закрепление неаутентичности. Вместо живого языка – идиом, вместо общин – каждая разная! – стереотипные граждане, горожане, буржуа. Это и есть отчужденный Логос, пустой рационализм, политическая лже-онтология.
Нация совершила самое страшное преступление: учредила индивидуума – не героического и не общинную личность.
Чтобы они не распались, им придумали ложную идентичность – объявили потомками римлян, шумеров, древних германцев и т.д.
Национализм изначально – это анти-Империя, анти-Церковь. Национализм – это das Man.
Но дальше нация была не нужна и индивидуумов стали освобождать от нации. Сила das Man’а нарастала. Пост-национальный буржуазный глобализм – это предел отчуждения. Современная культура – с идолами, модами, вопиющим идиотизмом – это прямая противоположность аутентичному экзистированию.
Все это заканчивается деструкцией человека – гендерной, а затем ИИ.
Вот ИИ и есть das Man. Если духовный Царь – глава иерархии духов – есть Selbst Dasein’а, то ИИ – это Selbst das Man’а, то есть сам das Man.
Это чистое отчуждение и экзистенция здесь вообще отсутствует. Умная машина отличается от человека только отсутствием Dasein’а.
Экзистенциальная политика возможна только в Империи и традиционном обществе. При этом Логос элиты должен основываться на экзистенции народа, этноса.
Элита должна быть кульминацией аутентичного экзистирования. Во главе общества должны стоять те Einige, которые воплощают в себе философский опыт Глубины. То есть быть тем, кого Гегель назвал die Offenbarung der Tiefe, Откровением Глубины.
Мы должны преодолеть всю современность от национализма через либерализм и глобализм и вплоть до ИИ. Вот почему так важны евразийство и традиционализм.
В рамках Модерна объяснения у СВО нет.
На Донбассе мы сражаемся за Империю, которой нет. Тем самым она становится реальностью.
У восточных-славян (то есть у нас, русских) никогда не было восточно-славянской (этнически русской) элиты. Но современные элиты РФ и тем более Украины, вообще неприемлемы — это западные оккупанты, колониальная администрация либералов-глобалистов. У нас нет иного выхода, кроме как создать новую восточно-славянскую русскую элиту. Никакого иного выхода».
Философ Александр Секацкий:
«Когда одни лжецы обличают других лжецов во лжи» - точное описание политики Слотердайка.
Всегда будет господин и завоеватель при образовании народа.
Завоеватели политикой не занимались. Господа манифистеривали волю к власти напрямую. Это чистое бытие господина.
Политика – это всегда логотомия. Искусство высоких слов. Требование отстоять свой тезис остаётся непреодолимым.
Публикум – это вызов богам и смертным. Человек предстаёт во всеоружии.
Атриум – личное, частное, касающееся имущества и других второстепенных вопросов.
Христианство напрочь отвергло разделение на атриум и публикум.
Благая весть отдалила человеческую подлинность от политического, стерла грань между атриум и публикум.
«Когда насквозь сфальсифицированное политическое измерение соприкасается с экзистенциальным, ясно, что это те исторические периоды, когда никому мало не покажется. Когда все расчёты геометрии власти в духе Макиавелли, как шелуха, облетают, потому что есть вещи в жизни поважнее, чем здешняя жизнь в заброшенности».
«Наступает эпоха невозможного, самая русская эпоха. Эпоха построения Империи, которую нам никто не дает извне, сверху.
снования Империи экзистенциальны — они приобретаются нами из глубины подлинного переживания происходящего. Поэтому сейчас так важны люди с опытом Донбасса — поскольку именно здесь, на Донбассе, имеет место подлинное русское экзистирование, здесь нет ни модерна, ни постмодерна, здесь бьется русское бытие как таковое. Здесь сопрягаются важнейшие экзистенциалы, необходимые нам для будущего. Все, кто отправился на Донбасс, не были посланы государством, они отправились как добровольны, которые свободно избрали свою судьбу. На горизонте этой судьбы всегда маячит смерть, судьба всегда грозит смертью, но свободно избранная — она чревата встречей с Родиной. Здесь уже можно говорить об построении Империи, о формировании новых элит и великом русском исправлении имен. Которое мы продолжаем», – подытожил философ и офицер народной милиции ДНР Андрей Коробов-Латынцев.
Напоминаем, что у собора есть конкретные задачи:
1. Историко-геополитические:
- представить геополитический контекст украинского вопроса для России и мира;
- представить СВО в цивилизационном контексте т.н. «украинского вопроса» в русской культуре (почему Украину всегда тянуло на Запад? / почему Запад старался притянуть к себе Украину?);
- философское слово и дело в «обстоятельствах войны» (к вопросу реакции российского академического сообщества на СВО);
- осмыслить сценарии дальнейшей судьбы Украины после окончания демилитаризации.
2. Философские:
- актуализировать концепт Русской Идеи применительно к развертывающимся событиям, рассмотреть его нынешний философский потенциал (концепт Империи и его интеграционные возможности в отечественном идеологическом дискурсе);
- дать философскую интерпретацию развертывающейся СВО;
определить идеологическую составляющую трансформации образования и СМИ в современных условиях;
- дать исчерпывающее определение понятию денацификации в применении к Украине и предметное описание процесса денацификации;
- дать толкование популярному тезису «нет войне» с профессиональной философской точки зрения (корни современного пацифизма, его социокультурные и экзистенциальные последствия, страх смерти и др.)
Итоги Собора:
1. (Издательские) Собрать и издать сборник докладов под общим рабочим названием «Великое русское исправление имен» (при поддержке Издательского дома «Русская философия»);
2. (Просветительские) Разработать итоговую Резолюцию Собора и представить ее на информационных порталах;
a. Создать площадку для дальнейшего осмысления современной ситуации в России и в мире с философской точки зрения в формате публичных лекций, семинаров и т.д.
b. Записать цикл лекций в видеоформате, состоящий из развернутых и дополненных докладов, представленных на Соборе, с целью их широкого распространения в интернете (включая нарезки ярких моментов лекций);
(Академические) Провести осенью 2022 года в Донецке на базе Донецкого высшего общевойскового командного училища в очном формате международную научно- практическую конференцию «Философия на линии фронта»
ероприятие организовано Культурным Пространством «Солнце Севера» совместно с Донецким философским обществом, Обществом «Царьград», Издательским Домом «Русская философия», Донецким высшим общевойсковым командным училищем, Координационным центром помощи Новороссии.