«Быстрее, выше, сильнее» — принцип, которому изначально следовали в спортивных мероприятиях, а затем и в любой конкурентной среде. Но допустимо ли в принципе говорить о возможности объективного судейства — и какую роль подобная оценка играет в карьере музыканта, например, на Конкурсе имени Чайковского? В чём заключаются позитивное и негативное влияние подобного критического формата или отношения к собственному творчеству?
Что делать при ощутимом влиянии «внутреннего критика», перфекционизма на деятельность — и при чём здесь современный подход к развитию личности? На что лучше ориентироваться, чтобы жить не только ради достижений, но и получать удовольствие от процесса? Какой может быть польза от дедлайнов и возможности выступить на одной сцене с другими исполнителями?
Являются ли кураторы и музыкальные лейблы лидерами мнений? Какие цели они могут преследовать на самом деле — и что их решения говорят о качестве выбранной музыки? Наблюдается ли здесь принципиальная разница между массовым сегментом и андеграундом?
Почему современные условия хороши для возникновения независимых DIY-проектов? Следует ли таким музыкантам искать подходящую нишу — или же создавать новую? Может ли творчество стать способом проведения «арт-самотерапии» и быть этим самоценно?
Где провести грань между культурой, контркультурой и «массовостью»? Стимулирует ли это деление формирование самобытного, уникального искусства?
Возвращаясь к теме признания — меняется ли это понятие в современных реалиях? Что важнее: статистика стримингов или тёплые отклики? Чем «контент-мейкеры» фундаментально отличаются от музыкантов?
Каковы ожидания музыкантов от чужой музыки? Может ли содержательность служить критерием для выделения «настоящей» музыки — и насколько важна здесь принадлежность к той или иной субкультуре?
Наконец, определяет ли возраст принадлежность к музыкальному поколению — и всегда ли музыка юности — музыка твоей души?
Обсуждают Леба Вафельникова и Николай Титов.